Технологическая карта урока Этап урока ВремяСодержаниеДействия ученикаДействия учителя Система ожидаемых умений 1.Вступительное слово учителя. 3 мин Тема: Простое глагольное сказуемое Цели урока: познакомить с простым глагольным сказуемым и способами его выражения; уметь находить в тексте простое глагольное сказуемое; расширить представления учеников о сказуемом, его признаках; экологическое воспитание Оборудование: обучающие таблицы, презентация Делают пометки в тетради по ходу объяснений учителя. Слово учителя. 2. Актуализации изученного материала по теме «Глагол» (воспроизведение знаний) 10 мин Повторение темы "Глагол”. Давайте повторим с вами все, что мы знаем о глаголе. Работа по таблице § Устная разминка (определение глагола как части речи, перечислить постоянные и непостоянные морфологические признаки, времена глагола, наклонение, спряжение) § Тренинговые задачи на выявление лексического и грамматического значения глаголов. § Модель глагола (сводная таблица) § Участвуют в опросе. § Обобщают и систематизируют знания. Организует и координирует работу учащихся по актуализации знаний. Знают основные категории глагола, термины, умеют определять грамматическое и лексическое значение. 3.Подготовка учащихся к усвоению материала. (применение, анализ, синтез)7 минСегодня с утра вы шли в школу и, наверное, обратили внимание на то, что вопреки народным приметам осень продолжает радовать нас прекрасной погодой. И невольно приходят на память строчки из стихотворений русских поэтов. В Ботаническом лужи блестят Озерками большими и мелкими, А по веткам рыжими белками Прыгает листопад. Вон, смеясь и прильнув друг к дружке, Под заливистый птичий звон Две рябинки, как две подружки, Переходят в обнимку газон. Липы важно о чем-то шуршат, И служитель метет через жердочку То ль стекло, то ли синюю звездочку, Что упала с рассветом в сад. Эдуард Асадов Задание. Найдите и подчеркните подлежащие и слова, которые что-либо о них сообщают. Дайте определение сказуемого. Определить у глаголов наклонение, время. Обратите внимание на выражение грамматического и лексического значений. Сделайте выводы о структуре ПГС. Попробуйте самостоятельно сформулировать правило. Ответы на вопросы. Умение самостоятельно определять (выделять) объект изучения. Умение делать выводы. 4.Закрепление новых знаний (анализ, синтез) Развитие речи15 мин Анализ предложений. Определить, какими же еще способами может быть выражено простое глагольное сказуемое. Синтаксический разбор отдельных предложений. 1)И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться, подбочась, гордо в зеркальце глядясь. (А.С. Пушкин) 2) После победы он задрал нос. 3) Но царевна в обе руки хвать – поймала. (А.С. Пушкин). 4)Спать бы шел и гостю б покой дал (Б. Пол.) 5) Ещё я долго буду петь (Есенин). Особое внимание обратить на будущее сложное время и фразеологические обороты. Р.Р. (работа в группах) Угадайте, какой фразеологизм изображен на картине. Используйте его в речи (составить словосочетание, предложение, шуточный рассказ) («бить баклуши » — заниматься пустяками, бездельничать) ( балясы точить, точить лясы - балагурить, пустословить для потехи) (попасть в переплёт – попасть в затруднительное, опасное или неприятное положение) ( лить колокола – распускать сплетни, врать) Творческая работа ( по уровню сложности). 1) Восстановить текст, используя простые глагольные сказуемые. Определить наклонение, время, число, лицо. …. ненастная осень. Листья сначала …….. , а затем и совсем о……. ……… беспрестанные дожди. Все небо ……….. свинцовые тучи. Лес ………, ………. Но вот …….. резкий ветер, деревья ………., в их вершинах …………. треск. (По Г.Скребницкому) 2) Написать текст-описание. Обязательное условие: все сказуемые - простые глагольные сказуемые. 3) Написать текст-описание. Обязательное условие: все сказуемые - простые глагольные сказуемые. Глаголы должны стоять в форме будущего простого и сложного времени. · Работают в группах по заданию · Анализируют, формулируют выводы. · Составляют рассказ. Организует и координирует работу учащихся Умение анализировать, делать выводы, формулировать ответ, использовать ПГС в речи. 5. Рефлексия Домашнее задание5 минТест§ Обобщают и систематизируют знания. Написать сочинение-миниатюру об осени, используя простые глагольные сказуемые в разных формах. Использованная литература и Интернет-ресурсы 1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. М.: Просвещение, 2001 2. Малюшкин А.Б.,Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. М.:Сфера,2006 3. http://festival.1september.ru/authors/207-402-835 4. http://www.comics.ru/dic/d30_1.jpg 5. http://900igr.net/datai/russkij-jazyk/Leksika/0004-002-Frazeologizmy.jpg 6. http://www.comics.ru/dic/d47_1.jpg 7. http://usfra.ru/images/pictyre/19.jpg картинки, осень